Синъицюань (кит. 形意拳) – один из трех «внутренних» стилей ушу*, который по праву считается самым «жестким» из них.
Его название можно перевести как «кулак формы и воли» (или «формы и намерения»). Таким образом, само название указывает на две важнейшие составные части синъицюань: «кулак пяти первостихий» («усин цюань» - соответствует «воле» или «намерению») и «кулак двенадцати животных» («шиэр син» - соответствует «форме» или «движению»).
Синъицюань имеет немало общего с тайцзицюань и багуачжан, эти стили взаимно дополняют друг друга, однако же, он имеет и собственные, уникальные черты.
В синъицюань формы простые и понятные, действия стремительные, ритм четкий, приемы компактные, твердость и мягкость взаимоуравновешены. Его боевая тактика – прямолинейность, вход в атаку по кратчайшему расстоянию, скоростные передвижения и удары, подобны волнам, обрушивающимся на скалы. Любая атака — это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жёсткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.
Направление синъицюань, изучаемое в нашей федерации, называется «шаньси сунши синъицюань». Это одно из редких направлений синъицюань, практикуемое в Китае. В Пекине всего несколько человек продолжают изучать и практиковать этот стиль. Нашим учителем по синъицюань является мастер Коу Зунь Пэн , которому перешли знания от его деда Хо Ца Чжу (ученика известнейшего мастера синъицюань Сун Шичжуна**). Благодаря семейной преемственности эта линия синъицюань еще сохранена.
Чаще всего в шаньсийских направлениях синъицюань встречается лишь десять животных, в то время как в «шаньси сунши синъицюань» их двенадцать, как впрочем, и в большинстве хэбэйских направлений. «Двенадцать животных» — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух (курица), ястреб, ласточка, змея, птица Тай (Феникс), орёл, и медведь.
В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трёх-пяти повторяющихся движений, выполняющихся как правило в обе стороны симметрично, а в шаньсийских направлениях — каждому животному соответствуют целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений.
Этапы освоения (разделы) синъицюань:
Для удобства освоения стиля мастерами синъицюань были разработаны комплексы движений (таолу), в процессе отработки которых занимающийся может не только лучше освоить сами движения, но и овладеть вариантами перехода от одного движения к другому, от одного типа выброса усилия к другому типу выброса усилия.
Кроме того, имеются парные комплексы (дуйлянь), которые отрабатываются двумя (или более) занимающимися одновременно. В парных комплексах занимающиеся изучают варианты применения техник в атаке и защите.
В синъицюань изучается техника боя такими классическими видами китайского оружия как: копье (цян), сабля (дао), меч (цзянь) и палка (гунь). Методика овладения оружия точно такая же, как и методика овладения техникой боя без оружия: с каждым видом оружия существуют базовые движения, соотносящиеся с пятью первоэлементами.
*Внутренние стили ушу: тайцзицюань, синъицюань и багуачжан.
** Сун Шичжун (1849-1927)
Родом из Пекина. Смолоду любил кулачное искусство и китайские шашки вэйци, а также смотреть театральные представления. Изучал хуацюань (расцветающий кулак). В 17 лет с отцом переехал в провинцию Шаньси, зарабатывал на жизнь починкой часов. Там он познакомился с учителем Ли Лонэном, попросился к нему в ученики и стал день и ночь с великим усердием заниматься в его школе. По прошествии более десятка лет он в совершенстве освоил как "пять первостихий", так и "двенадцать звериных форм". Говорят, что когда он исполнял "форму змеи", то скручивался так, что правой рукой хватал пятку левой ноги, а сам весь свертывался в клубок словно змея. Исполняя "форму ласточки" он прыгал по-птичьи на целый чжан. Выполняя фигуру "кошка лезет на дерево" он мог пройтись ногами по отвесной стене. На его занятия ушу приходили посмотреть множество людей, и он никого не прогонял. Еще он был знаменит тем, что мог одним ударом свалить с ног любого силача. Автор рукописи "Трактат о внутренней силе".